"Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссерам снова и снова браться за, казалось бы, затёртый до дыр материал и находить в нём новые грани." |
СОВСЕМ НЕ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ. Вот уже больше месяца на учебной сцене Ярославского театрального института собравшейся в уютном зале публике рассказывается " Очень простая история". Спектакль по пьесе Марии Ладо играют студенты- четверокурсники под руководством Заслуженного деятеля искусств России, профессора Александра Сергеевича Кузина. Этот спектакль, по сути дела, дипломная работа нынешних выпускников "театралки". А также возможность испытать свои силы перед "Фестивалем театральных школ", который пройдет в Ярославле весной будущего года. Современный театр немного подустал от режиссеров, работающих в стиле так называемой "новой драмы". Причем надуманный этот термин эксплуатируется в самых разнообразных вариантах. Так посмотришь пару- тройку "модных" спектаклей и, сам про себя, скажешь: дичь обыкновенная, только соус поменялся. Вот Кузин за "дичью" не гоняется. Он обладает прекрасным театральным чутьем и не сбивается в сторону пошлой театральщины. Создает доброкачественный театральный продукт, после которого не приходится орать "карету мне, карету", а хочется просто пройтись пешком и подумать, о своем, о сокровенном. Спектакль "Очень простая история", на самом деле, вещь глубокая и неоднозначная. С виду обыкновенный житейский эпизод ставит перед нами очень много философских вопросов, которые получают должный резонанс в уме и сердце одновременно. На сцене разыгрывается социальная трагедия с мистической зооподоплекой. По ту сторону деревянной загородки коммунально существуют: печальная Лошадь (Елена Злобина), незадачливая Корова Зорька (Анастасия Юдинцева) и жизнерадостная Свинья ( Ольга Попова). Они, как ни странно, умеют разговаривать друг с другом да еще с псом Крепышом (Сергей Друзьяк). Последний обладает настоящей собачьей ловкостью и постоянно подшучивает над остальными "четвероногими собратьями". У зверушек есть любимый хозяин Павел (Дмитрий Махно). Свинья говорит о нем: "От хозяина пахнет едой и еще чем-то металлическим..." Действительно, Павел частенько подходит к токарному станку. Впрочем, для него сие занятие привычное, лишенное какого- либо творческого интереса. Даже борьбой с металлом (вспомним горьковского машиниста Нила) здесь не пахнет. Также обыденно и сухо общается Павел со своим семейством- женой (Виктория Маслова) и дочерью Дашей (Наталья Штанникова). Дмитрию Махно удалось изобразить грубого мужика со скудным духовным миром, коему чуждо слово "любовь" в каком бы то ни было проявлении оной. Режиссер умело сконструировал ситуацию двоемирия. С одной стороны- добрый, слегка наивный, мир животных, а с другой- жестокий, постоянно колеблющийся и угрожающий мир людей. Противоречия бросаются в глаза в каждой мизансцене. У животных душевные разговоры и веселые песни (народного происхождения), у людей ругань и назойливое радио, интересное только для Петуха (Дмитрий Максимычев). Он, Петух, представляет одну большую пародию на лиц медийных. По крайней мере, замашки у него явно нагиевские или малаховские. Кому что видится. Напряжение между двумя мирами нарастает по мере развития действия. Сначала Павел лезет с кулаками на Соседа (Алексей Перчук), узнав, что его сын Алексей (Роман Курцын) и Дашина беременность вещи одного смыслового ряда. Тут же из уст разгневанного Павла вылетают соответствующие слова: "Аборт! Байстрюков нам не надо...!" Потом хладнокровно режет доверчивую Свинью. Тем самым, разрушая в сознании "преданных млекопитающих" культ личности Справедливого Хозяина. Персонажи-люди и персонажи- животные- те, что не обременены пленом загона- находятся в постоянном движении. Но только у одного действующего лица (я имею в виду Соседа) оно получает совершенно определенную целесообразность. Режиссер увидел в нем медиума между конфликтующими полюсами двоемирия, между Небом и Землей, животными и людьми. Только ему "позволено" всюду ходить и лазить. Эпизоды спектакля с его участием всегда динамичны, а зачастую и не предсказуемы. Он даже представителей фауны умудряется понимать, исходя из логики: добр и не злоблив. В живописной кульминационной мизансцене Сосед узнает от "зверушек" и духа зарезанной Свиньи о возможности спасения ребенка Даши. Он становиться ангелом- хранителем еще не родившегося чада, погибая классически, от самоубийственного ружейного выстрела. Правда, этой сцены нам не показывают. Зато мы видим безумные глаза Лешки: "Батя застрелился!" Впрочем, "бате" теперь совсем хорошо. Кто понимал и слушал его при жизни? Теперь же он спасен, избавлен от самогона, от праздных шатаний с гармонью, от любой критики, ведь о мертвых плохо не говорят. Теперь он не ходит, но плавает по воздуху на белых крыльях, изо всех сил пытаясь доказать уже "оттуда" то, что не удалось донести при жизни. Резюмируя эмоции и впечатления, можно догадаться о чем, собственно, спектакль. Во- первых, о спасительной силе любви, во-вторых, о благородном самопожертвовании во имя жизни, в-третьих...В-третьих, главный смысл этой "простой истории" в том, что животные оказываются добрее и бескорыстнее людей, а люди, в свою очередь, не всегда достойны тех наивных и любящих животных, которых они "приручили". ИГОРЬ ЛУКАШЕНОК.
|