"Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссерам снова и снова браться за, казалось бы, затёртый до дыр материал и находить в нём новые грани." |
Людмила Смирнова Наталья Дидковская Евгений Ермолин
ЛЮДИ ТЕАТРА И ТЕАТР ЖИЗНИ В Самарском академическом театре драмы состоялась премьера «Лес» Александра Островского - это десятый спектакль режиссера Александра Кузина в нашем городе. Предыдущие девять были поставлены им в СамАрте. В Самаре Александра Кузина любят - и зрители, и люди театра. Самарские актеры и в интервью, и в обычных разговорах с удовольствием рассказывают о работе с Александром Сергеевичем. Режиссер умеет только ему известным способом и увлечь, заинтересовать актеров, и раскрыть их с новой, совершенно неожиданной стороны. Хитрый человек - Александр Кузин: в одном из интервью он произнес: «Я вообще считаю, что режиссер не должен быть замечен. Его много сегодня. А ведь это человек, который налаживает некие связи, которые вы не видите. Вы видите живых людей". И рецензенты это радостно подхватили, и уже пишут, что он мастер «незаметной, тихой режиссуры». Но это совсем не так. Его постановки всегда остро современны, несмотря на то, что чаще всего традиционны по форме, героев классических пьес он не переселяет в современные интерьеры и не одевает в нынешние костюмы. Да и с авторским текстом он обращается чаще всего очень бережно. Он часто приближает нас к тому, что происходит на сцене, а не пьесу к нам. Поставив в СамАрте чеховские водевили, он показал, что герои «Предложения» и «Медведя» не только смешны, но и трагичны. Стало вдруг ясно насколько нам близки эти нелепые и смешные люди. В спектакле «На дне» между зрителями и персонажами горьковской пьесы нет дистанции. Приходишь на спектакль, ищешь номер, что написан в билете, находишь квадрат на полу и расставляешь там стул, будто сам пришел в ночлежку (художник Юрий Гальперин). Все время оказываешься в центре событий (не только в метафорическом смысле), и нечем от них защититься, некуда спрятаться. В спектакле «Ревизор» постановщик и художник (Кирилл Данилов) предложили пространственное решение спектакля, максимально приближающее нас, зрителей, к гоголевским героям. В спектаклях Александра Кузина четко выражена режиссерская мысль. Но постановщик выражает себя не через какие-то немыслимые концепции или зрелищные эффекты. Главное для него - люди. В постановках у Кузина действуют или, может быть, даже живут полноценные, живые люди. Действительно, после спектакля вспоминаешь, например, не Амелина в роли Несчастливцева, не Романенко в роли Гурмыжской, а просто - Гурмыжскую и Несчастливцева. Читателю XXI века пьеса Александра Островского «Лес» может показаться и чересчур многословной, и в чем-то наивной. Но Кузин и его спектакль убеждают в обратном. Режиссер почти не сократил текст комедии и к каждому персонажу отнесся очень серьезно. Он никого не обвиняет и не никого оправдывает, не разделил действующих лиц на отрицательных и положительных - на волков и овец. Здесь обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Их эмоции и поступки понятны нам так же, как и людям XIX века. Кузин смотрит на персонажей комедии Островского с легкой иронией. Этот чуть насмешливые взгляд «поддерживает» сценография Александра Орлова. Движется круг сцены, и плывут пред глазами зрителей кадки с пальмами или фикусам. Они начинают подниматься и растут на наших глазах, и вот превращаются эти комнатные растения в крупные елки с большими зелеными лапами. Они постоянно двигаются то вверх, то вниз. Это и не совсем густой дикий лес, и не совсем оранжерея в барском доме. Тут и живут персонажи комедии Островского и герои спектакля Александра Кузина. В этом спектакле нет маленьких и проходных ролей. Здесь каждый персонаж живой и настоящий, каждая актерская работа запоминается. Помещики Милонов (Всеволод Турчин) и Бодаев (Иван Морозов) не только очень смешные. У каждого есть свои особенные черты. Лакей Карп (Юрий Машкин) не только самый старый слуга у Гурмыжской, он самый мудрый человек. Он всё знает про всех и смотрит на кого ласково, на кого иронично. Жанна Романенко не играет очень немолодую барыню-самодурку, которая вдруг решила женить на себе безусого гимназиста. Это было бы скучно играть актрисе и смотреть зрителям. Да, Гурмыжской далеко уже не 20, как ее воспитаннице, Аксюше. Но ей хочется жить полноценной жизнью, у нее есть на то - и силы, и энергия. В начале первого действия Раиса Павловна поочередно встречается с разными персонажами: со своими соседями-помещиками, с купцом, покупающим у нее землю, бедной родственницей, и, наконец, со своей главной помощницей - ключницей. Она с ними беседует и словно примеряет разные маски - то безутешной вдовы, то достаточно легкомысленной особы, то строгой наставницы, то очень хозяйственной барыни. Мгновенно меняет свой облик героиня, очень хорошо работает актриса. Гурмыжская умело играет свои роли. Только купец Восьмибратов видит, что барыня не только жадная, но и глупая, что её легко обвести вокруг пальца. Очень интересная работа получилась у Александра Марушева. Его Иван Петрович Восмибратов не только ловок и хитер. Он здесь явно умнее и сильнее всех. В нем чувствуется неподдельная и даже страшная сила. Когда же Гурмыжская настоящая? Наверное, только в разговоре с ключницей, когда она проговаривается ей: «Ах, как я еще душой молода! Мне кажется, я до семидесяти лет способна буду влюбляться». Улита (Елена Лазарева) так же, как хозяйка прячет свою подлинную сущность. Она лебезит перед хозяйкой, пытается предугадать ее желания, выполняет любые ее приказания. А на самом деле хочется ей совсем другого, того же, что и ее хозяйке. Стоило ей снять очки и свое темное платье и надеть яркое хозяйское, кокетливую красную шляпку, как она сразу изменилась. В ней проснулась женщина. Буланов (Денис Евневич) подобно Гурмыжской тоже постоянно меняет маски. С лакеем и Аксюшей он нагл и бесцеремонен, с хозяйкой поначалу робок и застенчив до умопомрачения. Но когда он понимает, что ждет хозяйка не только этого, мгновенно преображается. Денис Евневич не играет безусого гимназиста, а достаточно хитрого и ловкого молодого человека, который нашел легкий способ получить средства к существованию. Даже тот, кто никогда не видел и не читал «Лес» Островского знает, что есть в этой пьесе трагик Несчастливцев и комик Счастливцев. Эти герои комедии давно уже живут самостоятельной жизнью. Конечно, не будь в нашей драме таких замечательных артистов, как Александр Амелин и Олег Белов, не стоило бы ставить эту комедию Островского. Колоритные и живые получились эти персонажи в спектакле. Несчастливцев у Амелина - большой, доверчивый, наивный ребенок. Соответственно своей фамилии он пережил в жизни много неприятностей, но по-прежнему верит в людские честность и порядочность. Он так же верит в силу своего трагического таланта. Кажется ему - войдет он в образ благородного героя, рыкнет театральным голосом на злодея, и справедливость тут же восторжествует. Но жизнь устроена иначе... В отличие от благородного трагика ,комик Аркашка Счастливцев способен и на небольшую подлость, и на маленькое предательство. Олег Белов в этой роли - и смешной, и трогательный, хотя иногда и неприятный. Но Аркашка, как его приятель - настоящий артист, значит, есть у него подлинная душа, так считает не только Геннадий Демьянович Несчастливцев, но и Островский, и авторы спектакля. Хотя Несчатливцев - тоже герой не идеально положительный. Видно, что человек и с не очень-то приятным характером и опустившийся. Режиссер и актеры очень подробно выстраивают взаимоотношения этих двух героев. Тут есть место и зависти комика к трагику, и некоторого высокомерия Несчастливцева, но и истинной привязанности Аркашки и Геннадия Демьяновича. У бедной родственница Гурмыжской - Аксюши (Екатерина Проскурова) большое чувство собственного достоинства. Она ни к кому не подстраивается, она живет так, как подсказывает ей сердца. Она любит, и чувства у нее большие и подлинные, ненаигранные, как у хозяйки. Неслучайно выбирает ее для своей труппы трагик, потому что хочет он найти такую девушку, у которой настоящая душа, которая способна из-за любви в омут броситься. Именно из таких, как он считает, получаются настоящие актрисы. Любит она сына купца Восмибратова. У Петруши (Александр Фадеев) далеко не такой сильный характер, как у Аксюши. Но любит он ее по-настоящему. У Молодых героев в конце пьесы наконец-то праздник, потому что нищий артист подарил свою последнюю тысячу рублей молодой родственнице. У зрителей самарского спектакля «Лес» настоящий праздник, потому что они увидели талантливый спектакль, в котором каждая роль - бенефисная.
|