"Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссерам снова и снова браться за, казалось бы, затёртый до дыр материал и находить в нём новые грани." |
ТРИ СПЕКТАКЛЯ О ЛЮБВИ, КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ... Ярославский театральный институт завоевал право открыть в Москве Международный фестиваль театральных школ «Подиум-2006»25 мая в Москве стартует юбилейный Десятый Международный фестиваль театральных школ "Подиум-2006". Возглавляет его Олег Табаков. "Подиум" проводится раз в два года, он собирает театральную творческую молодежь из многих российских и зарубежных городов. Среди участников предстоящего смотра - преподаватели и студенты из Санкт-Петербурга и Владивостока, Екатеринбурга и Уфы, Бостона и Гамбурга, Брно и Сеула. Главные задачи фестиваля - обмен творческим опытом между театральными школами, проведение мастер-классов, показ студенческих спектаклей, которые позволяют судить о методике преподавания сценического искусства в разных институтах. Почетное право первыми показать в Москве спектакль в нынешнем году предоставлено Ярославскому государственному театральному институту (курс профессора Александра Кузина со спектаклем "Карусель по господину Фрейду" по пьесе Артура Шницлера). Открытие фестиваля и показ спектакля состоится в Большом зале Центрального Дома актера. Метод профессора Кузина - свободная, играющая стихия. Режиссерский рисунок не сковывает студентов, напротив, педагог добивается легкой импровизационной природы существования молодых актеров на сцене. Если Константин Райкин демонстрирует выучку своих студентов в Ярославле, то курс Кузина, в свою очередь, с ничуть не меньшим успехом показывает свой класс-концерт (правда, совсем не коммерческий!) в столице. В этом класс-концерте живет озорство, вдохновенная пластичность, жажда дерзости, эпатажа, и везде - легкость, подвижность, веселый нрав, открытость и лишь кажущаяся беззаботность. Сначала динамичный мир класс-концерта (театральный, цирковой, эстрадный), потом Кузин погружает своих питомцев в стихию восточной поэзии ХП-ХШ вв. («Семь долин»), в мир подсознания и тайных пружин человеческих поступков («Карусель по господину по Фрейду»), в пространство российской провинции, современной сельской жизни («Очень простая история»). «ОЧЕНЬ ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» Все происходит в том самом, почти евангельском хлеву, «где златятся рогожи в ряд» и обитают домашние животные - мудрая Лошадь (Елена Злобина), стельная корова Зорька (Анастасия Юдинцева), преданная хозяину и наивная Хрюня(Ольга Попова), задиристый и трогательный дворняга- шалопут Крепыш, с трогательным сердцем (Сергей Друзьяк), - заносчиво-задиристый Петух, из которого сыплются обрывки новостей теле и радио-эфира (Дмитрий Максимычев). Здесь звери понимают язык людей, а зрители вдруг обнаруживают, что понимают язык лошадей, коров, собак и птиц... Зрелище исполнено любви, тоски, страха и надежды... Ибо любящие молодые люди (эти роли на пределе искренности, отчаяния и веры сыграли Анна Назарова и Роман Курцын), почти шекспировские герои наших дней, вражда отцов - преграда для соединения судеб. Дмитрий Махно представляет отца Даши человеком земляным, жизнь положившим за хозяйство, решительным и беспощадным. Отец Гриши (Алексей Перчук) - бессребреник, похмельный философ и поэт... Анна ждет малыша, ее мрачный отец требует аборта. Однако не столкновение романтики с трезвостью и расчетом, а судьба еще не родившегося человека становится центром спектакля. Звери с их сердцем и душой собираются спасать дитя. Заповедь "Не убий" становится общей. Быт уступает место высшим и вечным вопросам. Побеждает не надрыв, а любовь и нежность, та высшая гармония, которая делает обыденную реальность прекрасной сказкой. В мире этого спектакля алкоголик становится заступником за людей перед Богом, а мрачный охранитель нравственности - любящим дедом. Очень непростая история, сыгранная молодыми актерами с изяществом и душевной чистотой в сопряжении быта и бытия. «Карусель по господину Фрейду»«Вся жизнь - игра. Тот мудр, кто понял это». Шницлер. Артур Шницлер, в начале ХХ века, испытавший небывалый успех со своими пьесами и прозой, в наше время крайне мало известен как писатель и драматург. Врач из Вены, подобно Фрейду, очень интересовался тайными пружинами человеческих поступков, истинными побуждениями людей. Из-за его склонности к критическому взгляду на мир многие видели в нем циника и пессимиста. Шумный скандал вызвала в 1921 году пьеса "По кругу" - о том, как секс связывает между собой низшие и высшие круги общества. (среди других названий - «Любовный хоровод», «Леокадия и 10 бесстыдных сцен», «Карусель по господину Фрейду»). Режиссеры, ставящие эту пьесу сегодня, чаще всего выбирают манок для зрителя, представляя спектакль как "триллер сексуального наваждения и ревности", где все вертится вокруг магического слова «секс». Что же избирает Кузин? Кузин учит не только студентов, но главным образом, аудиторию. Главное в спектакле - авторский взгляд, интеллектуальная, ироническая, саркастическая позиция. Педагог и режиссер выводит исполнителей главных ролей - каждого на свой круг - «на улицы подсознания, в закрытые области, где рыщут тревожные образы плотских желаний...» «Карусель по господину Фрейду» Александр Кузин ставит в брехтовской тональности. Для молодых актеров - это труднейший способ существования на сцене. Педагог применяет брехтовский метод "остранения"- намеренно раздражает, дразнит, выводит зрителя из равновесия, представляя персонажей и события в неожиданном аспекте. Проститутка заманивает солдата. Она уверяет его, что отдает себя даром, из простой симпатии к красавчику-солдату. Солдат (Василий Шмаков) наивно напевает пошловатый мотивчик и, походя, удовлетворяет свои страсти. Ему и впрямь кажется, что он привлекателен и неповторим. Трехгрошовый романчик - в дыре под мостом. А когда проститутка требует хотя бы три гроша, солдат обескуражен и оскорблен. Он не покупает любовь, не продает чувство за гроши. Вслед ему летят отчаянные ругательства шлюхи. В следующей сцене «Солдат и Горничная» (Василий Шмаков и Елена Злобина) грубость солдата, уже передавшаяся ему по невидимой эстафете (по кругу) -элементарно хамская, обращена к порядочной девушке из приличного дома, рассчитывающей на человеческое внимание... Все тот же пошлый мотивчик с танцплощадки... Между тем, в мире существуют сокровенные чувства... Весь механизм спектакля- карусели, и людей, бегущих по кругу, есть выявление сил, разрушающих гармонию и сокровенность. Что-то происходит с людьми, попавшими в катастрофическую карусель. Актриса пытается соблазнить графа-поклонника, а он, взбешенный ею продажностью, отправляется ... в публичный дом, для того, чтобы обрести не утешение плоти, а человеческий, душевный контакт с проституткой - той самой, с которой все началось... Никаких «венских интерьеров» (театр, ресторан, бордель)...Никаких гимнов страсти и похоти, только горечь и сарказм - таков лейтмотив спектакля. Помост, круг, пианино (за которым укрываются любовники всех мастей). Музыка - контрапункт к происходящему. Обманчивое мурлыканье аккордеона (Музыкант, Автор - Алексей Перчук) После каждой картины Музыкант задергивает занавеску с привычной полуулыбкой, точно раскланивается с публикой. На первый взгляд, бесстрастный, почти механический ритуал. Но зритель оценивает глубину дьявольской иронии Музыканта, за которым скрывается Автор... "Дредноуты"«Дредноуты» - моноспектакль Дмитрия Махно по пьесе Евгения Гришковца. Он вырос целиком из самостоятельной работы. Монолог - почти на полтора часа. Для молодого актера - испытание невероятное. Но Дмитрий его выдерживает с честью. Автора и исполнителя многое объединяет. Оба - калининградцы. Оба, наверное, в своих детских снах - каждый в свое время - бредили гумилевскими «Конквистадорами», мечтали быть капитанами, открывать новые земли... Гришковец на книжном развале нашел книжку о бронированных судах Первой мировой - дредноутах. А Дмитрий Махно на своем книжном развале - нашел пьесы Гришковца. И выбрал "Дредноуты". У "Дредноутов" есть подзаголовок - "спектакль для женщин" или "спектакль, который не получился". О чем спектакль? О морских битвах вековой давности? О кораблях? Об истории военно-морских сражений первой мировой войны? О людях, которых давно нет в живых? «О доблестях, о подвигах, о славе»? "Дредноуты" посвящены женщинам, которым не пришлось пережить того, что выпало на долю их мужей, сыновей и братьев... Гришковец хочет «хоть что-нибудь объяснить женщинам о тех мужских иллюзиях, фантазиях, которые в итоге лежат на дне Северного моря, Атлантического океана... да и вообще лежат на дне. О том состоянии мужчин, в каком женщины их никогда не видели, то есть о том, как мужчины умирают... где-то там, далеко от дома". У Дмитрия Махно - спектакль об ином. Его герой - то в морской таверне, то на палубе горящего корабля, а чаще всего - в пустой одинокой квартире, в беспроглядной пропасти мужского одиночества, в неизбывной тоске по любящему женскому сердцу.... Он перебирает истории мировой славы, он играет в морские битвы, воскрешает историю легендарного «Варяга». И... сжигает за собой все мосты, все корабли... Аквариум с пылающими в нем бумажными корабликами... Под гром пушек и песню «Врагу не сдается....». Поразительно, в двадцатилетнем исполнителе глубинное постижение тайников души человеческой... В маленьком зрительном зале - тишина. И лишь потом - благодарные аплодисменты. КУДА ИМ ПЛЫТЬ?.. Дипломы о высшем актерском образовании студенты курса Александра Кузина получат 7 июня. Курс Александра Кузина на сегодня - готовый театральный организм, с великолепно сформированной труппой. И с известным в России лидером. В этой труппе каждый - уникален. Многих мы назвали. Назовем Сергея Друзьяка - в прошлом году он был удостоен гранта Президента России (1 тысяча долларов!) за свою работу по поэме Твардовского «Василий Теркин»- ярославец стал победителем Всероссийского конкурса молодых актеров к 60-летию Победы. Государственная Аттестационная Комиссия в этом году каждому из выпускников на курсе поставила оценку «отлично» по актерскому мстерству. Впервые в четвертьвековой истории института. Что же, неужели Земфиры и Амуры все - будут распроданы поодиночке?.. Недавно ученик легендарного Петра Фоменко - столичный режиссер Сергей Женовач, сам ставший известным мастером, выпускал свой курс. На одном из студенческих спектаклей среди зрителей оказался состоятельный бизнесмен. Он поинтересовался, каково будущее талантливого курса. «Кто - куда...» - был ответ. Бизнесмен был настойчив, и в результате, в Москве, где существует множество больших и малых театров, появился еще один театр - театр-мастерская Сергея Женовача... Много ли в Ярославле театров? Парадокс - меньше, чем могло бы быть. По нормам и меркам любой европейской страны. В Праге - более 100 театров на 2, 5 миллиона жителей. В среднем 25 тысяч зрителей на один театр. В Ярославле около 750 тысяч жителей. И три- четыре театра. На один театр приходится 200 с лишним тысяч зрителей.... Много ли в Ярославле театров?.. Маргарита ВАНЯШОВА |